Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Велоспорт
| Обновлено 03 декабря 2014, 12:40
5809
0

Александр БАШЕНКО: «Наши гонщики могут достичь вершин»

Вице-президент Федерации велоспорта Украины ответил на вопросы читателей

| Обновлено 03 декабря 2014, 12:40
5809
0
Александр БАШЕНКО: «Наши гонщики могут достичь вершин»
Александр Башенко

Гостем Sport.ua стал Александр Башенко, организатор международной велогонки Race Horizon Park и вице-президент Федерации велоспорта Украины, который рассказал о перспективах этого вида спорта в Украине...

- Я хочу поприветствовать всех любителей спорта и, в частности, велосипедного спорта. Хочу сказать, что для меня очень важно услышать вопросы, дать на них ответы, потому что сегодняшнее информационное покрытие спорта отстает от покрытия других   новостных поводов. А жизнь все равно продолжается и все равно когда-то наладится, войдет в нормальное русло и поэтому мы не должны забывать, что есть главное. А главное – это здоровье наших детей, здоровье нации, здоровый образ жизни в целом, который мы пропагандируем через спорт.

- Наши болельщики задали много критических вопросов по работе Федерации, но начнем с приятного. Болельщики говорят, что Race Horizon Park за последние несколько лет стал международным брендом, популяризирующим Украину. Когда Вы бываете за рубежом на соревнованиях, какое отношение к нашей киевской гонке выказывают иностранцы?
- Я должен сказать, что  у нас не одна киевская гонка, а мы добились от Международного Союза велосипедистов разрешения ее регистрировать, как три гонки. Это каждый день дает больше очковых позиций финиширующим спортсменам. Соответственно, в Европе  каждое воскресенье в разных городах, в разных странах проводится, как правило, велосипедная гонка. Она одна, то есть спортсмены приехали, кто победил для своей страны – очки заработали, кто не победил – ну не победил, не получилось... У нас же получается. что не успевшие отметиться в один день имеют этот шанс во второй, кто не смог во второй, имеют этот шанс в третий. То есть в любом случае команды разных стран уезжают с какими-то очковыми позициями. Не забывайте, что премиальными награждаются по нормативу Международного союза велосипедистов первые двадцать финиширующих. То есть, обязательно с премией. Плюс нужно учитывать, что город Киев – один из самых красивых городов в Европе и особенно в конце мая, когда все цветет. Спортсменам это очень нравится. Они с таким же удовольствием, как участвуют в гонке, выходят гулять по городу. Даже несмотря на усталость, потому что 150 км. на ногах – работа достаточно усердная. Например, наша киевская гонка Race Horizon Park подвигла  Алма-Ату сделать  тур. Мы же знаем, что в основном велосипедный мир проходит сборы, тренировки в теплых краях. У нас традиционным местом сбора для велосипедистов всегда был Крым. В Казахстане нет смысла, поэтому они базируются в Италии. И организовать гонку из европейских команд и привезти в Алма-Ату – очень сложно, ведь для этого нужен еще и драйв.
Почему важно делать такие серьезные мероприятия?  О нас многие знают, о нас многие говорят. Вообще в Украине сейчас много говорят... Но велосипедная общественность в том числе очень активно включилась в популяризацию этой гонки, точнее, трех гонок. Я очень доволен тем, как прогрессирует этот проект.

- Вы говорили о ситуации в стране – многие спортивные проекты приостанавливают, некоторые вообще закрываются. Как Вы приняли решение, что и в этом году   быть гонке, и насколько сложно было все организовать?
- Если не путать спортивные мероприятия с некоей PR-акцией, популяризацией каких-то брендов, «выпячиванием»  чего-то, то абсолютно нормальная ситуация. Вчера играли матч «Динамо» Киев - «Шахтер» Донецк. Какие проблемы были у болельщиков? Никаких... Спортивное мероприятие, масса людей смотрит по телевизору. Поэтому мы исходим из того, что это спорт, это наша страна, это популяризация страны, нашего города за рубежом, это первое. Второе: мы исходим из того, что, если не смотреть некоторые телевизионные каналы соседних государств, то у нас абсолютно спокойная обстановка: на дорогах, в городе. Граждане города Киева ведут себя абсолютно спокойно и адекватно в отношении друг к другу и по отношению к нормальной жизни. Единственное, что не совсем хорошо получилось: у нас гонка была запланирована на 24-26 мая и это совпало с назначением Верховной Радой дня выборов. Перенесли гонку с дня выборов, не с той точки зрения, что что-то там будет происходить или люди пойдут не гонку смотреть, а на выборы, а потому что мы полностью перекрываем центральные улицы. Мы посчитали, что если в день выборов, когда люди будут ехать проголосовать, а мы перекроем центральные улицы – нам городская администрация это не подпишет. Мы перенесли на неделю, а на неделю перенесся  День Киева. А в День Киева, я убежден, наша гонка будет центральным событием. Для людей, которые с детьми выходят на улицу в этот день, поесть мороженого и наблюдать такое яркое красочное событие на протяжении трех часов – это тоже интересно. Это бой серьезных спортсменов, гладиаторов, которые едут эти 150 км, соревнуются, толкаются за этой желанной победой.



- Какие команды уже заявились? И не пугает ли европейские команды вся эта ситуация в Украине?
- Скажу вам насчет «пугает». У меня есть приятель – олимпийский чемпион Лондона – Александр Винокуров. Он был на прошлых выходных в Киеве, приезжал на какое-то мероприятие, интервью давал. Он мне звонит по телефону и говорит: «А у вас там такое происходит, может, охранника взять?». В итоге, присылает мне он фотографию, в 11 ночи, в каком-то баре, музыка играет. Вот это такая «опасная» обстановка. То есть очень много в прессе напускного (не в нашей прессе), но, честно говоря, из всех команд, которые заявились и которые в процессе заявки, – единственный менеджер одной немецкой команды спросил, как обстоят дела с безопасностью в городе. Мы приняли решение поставить на линию старта веб-камеру, чтобы любой мог с утра до ночи смотреть, как ездят машины, ходят люди с детьми, чтобы это не было голословным. Я не вижу никаких проблем с безопасностью, если, конечно, не случится Третья мировая война – но это же абсурд, на это закладываться нельзя.
Из команд, наших континентальных команд, которые заявились: Kolss Cycling Team, ИСД Донецк; из иностранных команд контракт подписала сербская, польская, австрийская и греческая команды. В процессе подписания контракта: бельгийская, болгарская, две чешских, датская, венгерская и еще одна польская. Это те, с которыми мы общаемся в онлайне каждый день. Такого интереса к гонке у нас не было, но это и понятно – интерес растет из года в год.
Что касается, например, русских команд, то мы в свое время пригласили континентальную «Катюшу» и сами заявились «Русские вертолеты». «Катюша» пока не заявляется, получается так, что она принадлежит концерну «Итера», которым владеет Игорь Макаров, он же президент Федерации велоспорта РФ, возможно, это что-то политическое, возможно, другой календарь. Что касается «Русских вертолетов», то команда интересная. Более того, в этом году спортивным директором у них назначили одного из братьев Ефемкиных, который сам по себе - легенда профессионального велосипедного спорта. Конечно, жалко, если они откажутся по соображениям неспортивного характера. Хотя был телефонный разговор между президентами федераций велоспорта Украины и России Борисом Викторовичем Ивановым и Гусятниковым. Густяников сказал, что спорт и глобальные политические вопросы должны быть разделены. Я с ним согласен. Олимпийские игры придуманы Пьером Кубертеном, чтобы люди нашли какую-то соломину, через которую общаться. Они заявились, контракт не подписали. Приедут или нет – я не могу сейчас сказать.

- Но ожидаете российские команды?
- Почему нет? Я был на Майдане, когда было сорок дней со дня гибели «Небесной сотни», и там не стоял вопрос о том, что украинский народ будет каким-то образом за что-то конкурировать с русскими. Скорее, такой вопрос, что мы ругаемся до того состояния, что не допускаем спортсменов, что уже когда-то было. Например, США бойкотировали Олимпиаду в Москве, СССР бойкотировали Олимпиаду в Лос Анджелесе. И спортсмены, которые годами тренировались, убивали свою жизнь для того, чтобы выйти на пик своей формы, остались обворованными. Поэтому не стоит вопрос таким образом, что мы вмешиваем политику в наш проект. Это спортивный проект, задача которого продвигать украинский велосипедный спорт, популяризировать спорт в массах и двигаться вперед.

- Можете ли Вы озвучить, каков бюджет организации гонки? Есть ли спонсоры, которые проявляют интерес к велоспорту и готовы вкладывать в него деньги?
- Мы находимся в такой точке Европы, куда команды могут доезжать. Нам не надо, условно говоря, долетать из Америки. В прошлом году румыны приехали на своем автобусе. Бюджет не очень большой. Основная составляющая бюджета – это четверо суток, 150 человек в гостинице, питание всех спортсменов, призовой фонд и в некоторых случаях – компенсация за дорогу. В этом году я думаю, что мы «поместимся» в 500 тысяч гривен.
Смысл этого проекта заключается не в том, чтобы пришел какой-то олигарх, дал 500 тысяч гривен, а в том, чтобы организовать вокруг этого заинтересованных именно в спортивной тематике спонсоров, которые это делают не как подарок, а которые выражают этим важность своего участия в спортивном проекте. У нас не стоит задача на этой гонке и вообще на таких мероприятиях зарабатывать. Все, что собрано, должно быть потрачено. Если что-то не потрачено, оно переносится на следующий год.

- Каковы будут призовые?
- Награждается первые двадцать мест. Есть норматив Международного союза велосипедистов.  Насколько я помню: первое место – это 3,5 тыс. евро; второе – 1,5 тыс.; третье – тысяча и дальше по убывающей. Последние пять мест в двадцатке – по 70 евро. И так три дня. Получается 3 дня по 7 тысяч евро – это 21 тысячи евро и это даже не обсуждается.
У нас есть спонсор - компания Tissot, которая премирует ребят часами. Тоже интересно, как  память остается. У нас есть генеральный спонсор «Финексбанкс», который на основную третью гонку первые три места награждает золотыми слитками, поэтому мы ее назвали золотой. Спортсмены потом крупные слитки продают, потому что суть работы велосипедной команды заключается в том, что нет одного победителя. На тебя работает вся команда, призовой фонд делится на всю команду. А если маленький слиток, то, например, был у нас парень из Астаны, он его в рамочку поставил.
Государственный бюджет Украины не рассматривает оказание помощи в проведении таких мероприятий. Немного перефразирую: впервые за историю гонки в этом году мы вроде бы убедили Сафиуллина, на тот момент министра, что нужно чем-то помочь. Не материально, а, например, расселить команды.

- А с господином Булатовым вы уже не контактировали?
- Дело в том, что сейчас резко сокращаются все расходы. При сокращении расходов приходить с таким проектом?.. Ведь сокращают на расходы на школы, где детки тренируются, а тут элита... Понимания на уровне бюджета пока еще нет, что такие мероприятия за собой ведут развитие спорта в массах.
К ответу на Ваш вопрос насчет нового министра. Конечно, надо дождаться президентских выборов. Наверняка будет новое правительство, будет формироваться бюджет на 2015-й год. То есть это вопросы 2015-го года.

- Вы говорили, что не будете зарабатывать на этой гонке, но все же – будет ли какая-то сувенирная продукция, чтобы болельщики приходили и покупали что-то на память?
- Конечно, нужна сувенирная продукция, но до этого года мы еще ничего не изготавливали. Это очень правильное замечание, я обязательно перед оргкомитетом поставлю вопрос, потому что я видел, как за границей на гонки приходят родители с детьми и стоит ларек, где продаются велобайки за бешеные деньги. Детский комплект – 80 евро, и разлетается на «ура». На самом деле память должна оставаться не только в голове, но и в виде какого-то сувенира, с которым человек ушел. Зарабатывать на таком мероприятии практически нереально. Более того, поставьте себя на место спонсора, который выделяет какой-то ресурс. К вам приходят через месяц и говорят, что половина ресурса пошла на гонку, а половина – ребятам по карманам. Где вы потом найдете хоть одного спонсора на земном шаре? Это даже не рассматривается, ведь это чисто социальный проект для продвижения спорта.



- Вы уже говорили о том, что будут перекрываться центральные улицы. Где можно получить информацию, какие будут перекрываться дороги, в каком объеме?
- У нас есть сайт, где уже есть информация, которую мы и далее будем расширять. Мы сейчас договорились с Укрпочтой, что во всех районах, где будет гонка, каждому в квартиру придет план-схема гонки, дата, с какого времени дорога будет перекрываться. Плюс к этому, мы еще активнее продвинем эту тему в Интернет-ресурсе. И за два-три дня до проведения гонки мы будем раздавать флаеры на перекрестках, чтобы люди были осведомлены.
Мы попробовали в прошлом году работать с сотрудниками ГАИ и не закрывать полностью дорогу – абсолютное поражение. Если полностью не закрыл, гонка проехала, где-то пару человек отстали, ГАИ пускают транспорт... Слава Богу, что ничего не произошло. Да и потом – зачем? Неужели в этот конкретный день три часа нельзя объехать с другой стороны? Это элемент культуры водителей. Киевляне, надо отдать должное, по поводу прошлого года, реагируют абсолютно спокойно.  Но надо понимать, что в город Киев на работу, по  бизнесу заезжает много иногородних людей. А им надо конкретно: с точки А до точки Б и обратно. Мы пробовали частично – чуть-чуть пускать, чуть-чуть не пускать - тогда начинались возмущения, что одного пустили, а другого нет. Поэтому в этом году будут наглухо перекрываться улицы. Понятно, скорая помощь, автобус с детьми проедут, а что касается транзитного транспорта, тот тут шансов не будет никаких. Мы  будем в этом году относиться с максимальным уважением к велосипедистам.

- Почему украинская сборная U-23 не выступает на международных соревнованиях? Как теперь наша молодежь может попасть на чемпионат мира?
- Сейчас главный тренер Украины по велоспорту, Олег Ярошенко, находится на соревнованиях в Голландии со сборной Украины U-23. После этого они переедут в Бельгию на соревнование, потом в Италию. Это в ближайшее время. Хорошим коллективом, составом поехали. Такие ребята сильные ездят, как Братащук, который выступает за клуб Kolss, который в прошлом году на гонке Скопенко взял второе место. Луцишин – на чемпионате мира на треке был четвертым в скрэтче.
На гонку Скопенко от Украины заявлено 9 команд U-23. И однозначно, U-23  будет участвовать в Чемпионате мира.

- Где и в какие сроки будет в этом году проводиться Чемпионат Украины?
- Планировали проводить в Севастополе, но получается, что в Севастополь только через Москву надо ездить. Поэтому перенесли проведение в Белую Церковь. На самом деле, Белая Церковь   традиционно была местом проведения соревнований, там всегда была классная велосипедная школа.

- Будет ли помогать Федерация любительскому спорту?
- У нас же все – любительский велоспорт.  Мы стараемся усиливать роль Федерации в организации увеличения количества стартов. Например, в прошлом году на львовском треке провели Чемпионат мира. Приехавший комиссар, который отсудил Чемпионат мира, остался доволен организацией.
Очень активно работает главный тренер Украины по маунтинбайку. Запланированное в Ялте международное соревнование по даунхиллу пока не отменяем. Потому что пока нет оснований. Маунтинбайкерам хоть в Никарагуа – главное, чтобы было круто, опасно, сложно и «я первый». Плюс, в этом году пройдет международная гонка Тур Галичины. Гран-при Донецка отменили весной, но перенесли на сентябрь. Федерация сейчас пробует себя организовать таким образом, чтобы помочь на местах. Мы не можем из Киева приехать в Белую Церковь и сказать там, что на следующей неделе им назначены соревнования. Мы можем помочь прописать регламент, утвердить его, лицензировать спортсменов. Инициатива проведения старта должна исходить от местных управлений спорта, в областных и районных центрах.
Наша задача – популяризировать. Чтобы городской голова, условно говоря, Ужгорода, если бы к нему обратилась велосипедная общественность с желанием провести три соревнования в месяц или год, не высказывал  абсурдных возражений.
Не зря же, например, Кернес в Харькове воспринял инициативы велосипедные – сам сел на велосипед.  Когда приходит 10 тысяч велосипедистов на площадь и делают такой пойнт, что они хотят жить здоровым образом жизни.  Ну это надо, чтобы пришло 10 тысяч человек, а не во всех городах эта тема так развита. Поэтому  мы ее через такие старты продвигаем в массы. Это не так просто, ведь целевого финансирования на такие мероприятия нет.

- Глобальнейший вопрос: когда в  Украине появятся новые Гончар и Попович? Говорят, что они появились не благодаря, а вопреки, и, может, сейчас такой момент, что вопреки тому, что нет финансирования, но есть желание, могут появиться спортсмены уровня Сергея и Ярослава?
- Хочу сказать, что это спортсмены, которые еще на базе старой советской школы развивались. А потом из этой неразберихи со спортом им удалось перескочить в клубы европейские.  Европейские клубы хороши не тем, что там масло на хлебе вкуснее, а тем, что в Европе каждое воскресенье – гонка.
Те, кто растут сейчас – например, до 23-х лет,  они растут в итальянском спорт-клубе. Абсолютно все шансы есть вырасти дальше. Другое дело - а есть ли перспектива внутри Украины? Очень много времени посвящает Николай Скоренко своему клубу Kolls. Мы знаем клуб ИСД. В прошлом году Kolls отобрался в числе двадцати команд, выступающих на Чемпионате мира по очкам, заработанным во всех международных гонках. Это двадцать, а сколько клубов в Европе? Три тысячи, четыре?.. Не нужно говорить о том, что украинские спортсмены, которые подготовлены и выступают, они каким-то образом обделены или ущемлены. Главная проблема для массового развития – это недостаток массовых гонок.
Перспективы есть всегда, ведь молодежь заряжена на хорошую работу. Посмотрите на Аню Соловей. Она чемпиона мира из Луганска. И ходят русские стадами: «Продайте нам Соловей на следующий олимпийский цикл».

- Чем держите спортсменов?
- У нее есть шанс выступать за сборную Украины и стать чемпионом Олимпийских игр, а пойди туда, потеряйся там, а потом еще и под олимпийский цикл не возьмут. Это тот принцип, чтобы не забрать, дабы она выступала и выигрывала, а для того, чтобы ослабить конкурента.

- Сколько украинских велогонщиков выступает в командах Про-тура?
- Их немного. Выступает Андрей Гривко за Астану и выступает Ярослав Попович. Не так давно еще ездили Виталий Буц, Саша Феденко.

- Как-то на грустной ноте мы заканчиваем...
- Знаете, это не грустно и не плохо. Мы понимаем, что наши гонщики, воспитанные здесь, могут доходить до таких серьезных вершин.  Ведь Андрей Гривко в прошлом году заехал пятым в групповой гонке на Чемпионате мира. Если кто-то смотрел групповую гонку, а я ехал по ее маршруту, и вообще не понял, как они  ее проехали. Был страшный ливень, прямо в начале гонки был крутой длинный подъем, а потом крутой извилистый  спуск и под дождем... Они падали, сходили с дистанции целыми странами. Сборная Великобритании сошла полностью, хотя  они обладали чемпионскими амбициями. Андрюша, упавший на последнем круге, догнал группу и из группы оторвался и финишировал на пятом месте.
А в футболе? Сколько профессиональных футбольных клубов в Украине? Сколько при них детских школ? Ушел Шевченко - и кто его заменил на глобальном уровне?...
Звезд не может быть миллиард. Звезды на то и звезды, что они рождаются уникальными, и таких два уникальных парня у нас есть. А все остальные – это спорт, развитие, здоровье. В конце концов, где-то амбиции, где-то кураж.
Велосипедный спорт – это доступный всем вид спорта. Мы вчера обсуждали с одним депутатом эту тему. Так он говорит, что лет десять назад на предвыборной кампании на одном из районных округов под Киевом, как PR-ход, купили каждому почтальону по велосипеду. Так он говорит, что, приезжая в округ, видит, что эти велосипеды починенные, закрученные и все почтальоны на них ездят. Хотя, казалось бы, земной шар уже пересел на автомобили, а у нас еще и такая фишка.

- Так, наоборот, сейчас все возвращается к истокам и люди на велосипеды пересаживаются…
- Мы обсуждали, как это лобби создать, чтобы проломить эту психологию. Не можем придумать, как пролоббировать принятие изменений в законе, чтобы приравнять велосипедиста к пешеходу. Велосипедист на сегодня, по правилам дорожного движения, это то же самое, что человек на мотоцикле. А на Западе велосипедист приравнен к пешеходу. Это существенно  облегчает жизнь людям. Такой консервативный город, как Бостон отгородили участок улицы для велосипедистов и в правилах написали, мол, если машина заезжает, то водитель обязан заплатить штраф – 100 долларов. И тема снимается.
Понятно, что  во время рабочего дня в центре города на велосипеде ездить тяжело. Но есть же субботние и воскресные дни, когда человек просто вышел покататься. Машин-то все равно в выходные меньше. Этих условий тоже нет.
Единственный глава администрации, который об этом говорил и  что-то пробовал сделать - это был Александр Павлович Попов. Может быть, потому что это такой тренд времени пошел. Или потому, что мы его приглашали на нашу гонку, где он давал старт. А так, чтобы это было на глобальном уровне – пока что нет.
Мы говорим об этом, да и журналисты сколько об этом говорят. И все соглашаются, но никаких изменений не следует. А вы говорите, что Федерация велоспорта не развивает спорт. А мы не просто сидим, мы кричим, разговариваем, общаемся. Но это же машина. А чтобы сломать машину, нужны конкретные движения. Вот  мы  этими движениями такими, как Race Horizon Park, Гран-при Донецка, Львовский трек – заставляем о себе говорить.



Татьяна ЯЩУК, Sport.ua

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Хави принял неожиданное решение. Барселоне не нужно искать нового тренера
Футбол | 24 апреля 2024, 22:25 10
Хави принял неожиданное решение. Барселоне не нужно искать нового тренера

Легенда «сине-гранатовых» провел встречу с руководством и решил остаться в клубе!

Коуч Эвертона оценил матч с Ливерпулем и прокомментировал травму Миколенко
Футбол | 25 апреля 2024, 03:55 2
Коуч Эвертона оценил матч с Ливерпулем и прокомментировал травму Миколенко

Шон Дайч и «Эвертон» обыграли подопечных Юргена Клоппа 2:0 в АПЛ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.