Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Спортивная гимнастика
|
834
0

КОЗИЧ: «Дорога любая медаль»

Алина Козич рассказала о выступлении на Чемпионате Европы и современной гимнастике

Еще и недели не прошло с момента возвращения украинской женской сборной с чемпионата Европы, проходившего во французском Клермон-Ферран, а наши гимнастки уже приступили к работе. Зарядка, две тренировки по два с половиной часа, ужин, и, наконец, прогулка - в маленьком замкнутом пространстве Конча-Заспы. Казалось бы, все точно так, как и перед Играми в Афинах, которые были первыми в жизни Алины Козич. С нынешнего предолимпийского первенства континента украинская гимнастка вернулась не с пустыми руками, впрочем, как и с Амстердама-2004. В Клермон-Ферран на прошлой неделе она завоевала серебро в упражнениях на бревне. Правда, после тяжелого процесса восстановления и года отсутствия в большом спорте, медаль для этой девушки нечто большее, чем просто кусочек ценного металла. О том, какой ценой досталось европейское серебро, а также было завоевано, на первый взгляд, не впечатляющее, пятое место в командных соревнованиях, корреспонденту «СЭ» рассказала сама Алина Козич.

У ТРЕНЕРА ПРОСТО НЕ БЫЛО ВЫБОРА

- Медаль обмыть успели, или с корабля отправились не на бал, а сразу на базу в Конча-Заспу?
- Все празднование ограничилось тем, что немного посидела дома с семьей. Меня с любых соревнований, несмотря на то, удачно или неудачно выступила, встречают с цветами мама, папа, бабушка и дедушка. Чемпионат Европы не стал исключением. А еще очень приятно было то, что нас с девчонками поздравила сама Людмила Турищева. В Конча-Заспу, действительно, поехали почти сразу после возвращения и приступили к тренировкам. Правда, мне еще выделили время для сессии, так что сейчас езжу сдавать экзамены.

- Вы приболели накануне вылета в Клермон-Ферран. Как считаете, не будь проблем со здоровьем, смогли бы лучше выступить на чемпионате Европы?

- Возможно, показала бы более высокий результат в вольных упражнениях, болезнь забрала у меня как раз необходимую для них выносливость. Я даже не могу сказать, что это было – инфекция или простуда. Температура поднималась постепенно, и сбить ее никак не могли. Хорошо, что это длилось всего два дня, и мой организм не успел потерять форму.  В Клермон-Ферран вылетала уже без температуры, но и без хорошего самочувствия: болели голова и горло, мучил насморк. Когда было опробование на помосте, после каждого подхода к снаряду сильно кашляла. Состояние было не такое, как хотелось бы.

- Как отразилось на результатах команды то, что из строя выбыла Валентина Голенкова?
- Этот чемпионат был очень тяжелым для всей команды. Практически в день соревнований заболела не только Валентина Голенкова, но и Марина Проскурина. Девчонки выходили работать на снаряде без разминки, потому что больше, чем на один подход у них просто не хватало сил. Валины комбинации, конечно, помогли бы команде, но не так сильно, если бы она выступала с температурой под сорок. У Марины тоже было плохое самочувствие. Но у тренеров не оставалось другого выбора, ведь уже были сделаны заявки на выступление. И если бы Проскурина отказалась выходить на старт, то от нашей страны осталось бы лишь две представительницы - я и Настя Коваль. Даша Згоба закрывала только брусья. Мы бы тогда просто выпали из командной борьбы, потому что на снаряд нужно было выходить трем гимнасткам.

- После трех снарядов всего шесть десятых отделяли украинскую команду от идущей третьей сборной Франции. Успешное выступление в последнем виде могло помочь втиснуться в тройку призеров или шансы побороться за бронзу были потеряны еще раньше?
- Шансов после упражнения на бревне уже не было. Потому что комбинации на вольных у нас не такие сильные, чтобы мы могли надеяться на место в тройке. Украина могла вмешаться в борьбу за медали, если бы девчонки не ошиблись на брусьях. Мы бы намного оторвались от других команд, не упади Даша Згоба и Настя Коваль.

СЕРЕБРА ХВАТИЛО НА ДВОИХ

- В финал на бревне вы попали седьмой с суммой баллов 15,100. В квалификации экономили силы или в решающем раунде просто удалось лучше мобилизоваться?
- Я делала одну и ту же комбинацию. Наверное, в финале была более спокойная, уютнее чувствовала себя на бревне. Да и после болезни прошло больше времени.

- Вы знали о том, что являетесь одной из трех гимнасток, обладающих самой высокой базовой оценкой в упражнениях на бревне - 6,7?
- В самом деле? В квалификационный день за упражнения на бревне я получила оценку 6,4. Хотя при хорошем исполнении моя база на этом снаряде действительно 6,7. А вот, как судьи оценивали в этом компоненте выступления моих соперниц, не знала. Я не обращала на это внимание, моей задачей было сделать свою комбинацию так же уверенно, как на контрольных тренировках. В квалификации не получилось, а в финале смогла мобилизоваться.

- В Клермон-Ферран второе место разделили между вами, и набравшей такую же сумму, 15,450, Сандрой Избасой. А если бы на европейском первенстве, как и на некоторых других турнирах, судьи обращали внимание на то, у кого больше сбавок, кому бы тогда досталось серебро?
- Если исходить из того, что база выше у меня, то, скорее всего, и сбавок в моей комбинации было больше. И тогда мне пришлось бы опуститься на третью ступеньку пьедестала, а так стояла рядом с Сандрой. Я считаю, что правильно при одинаковых оценках делить место между двумя спортсменками, не обращая внимания ни на сложность, ни на количество сбавок.

- А вы себя комфортно чувствовали на второй ступеньке пьедестала вместе с гимнасткой из Румынии?
- Конечно, я бы себя лучше чувствовала на первом месте, но серебро, тем более на таком коварном снаряде, как бревно, это очень даже хорошо. Французские организаторы были готовы к такой ситуации и нам обеим вручили серебряные награды.

В ПЕКИН ПОЕДЕМ С ОРКЕСТРОМ

- Болельщики, помня о вашей прошлогодней бронзе в вольных упражнениях, ожидали от вас успеха именно в этом виде многоборья. А для вас самой стало сюрпризом, что в призеры вы пробились в финале на бревне?

- Я практически на всех европейских чемпионатах, в которых участвовала, попадала в финал на бревне. Это второй после вольных вид, в котором я могу рассчитывать на высокое место. Так что сюрпризом медаль в упражнениях на бревне не стала, тем более, что они не требовали много сил. Кроме того, мы решили не включать в программу вольных коронный элемент. Он дает большую надбавку и помогает в борьбе за медали. Я работала над ним дома, но в том числе и из-за болезни не показала на чемпионате Европы. Зато будет для всех сюрприз на Олимпиаде

- Какие изменения вы внесли в свои вольные упражнения по сравнению с прошлогодним чемпионатом Европы?

- В Амстердаме я делала практически все то же самое. Но в данный момент мы составляем новое упражнение, с которым буду выступать в Пекине. Мы поменяли практически все диагонали и акробатические элементы. В качестве музыкального сопровождения использована песня Дженифер Лопес. Запись эксклюзивная, ее делал специально приглашенный для нашей сборной оркестр, так что ничего подобного вы не услышите ни у одной другой команды.

ПРИШЛОСЬ ВСЕ НАЧИНАТЬ С НУЛЯ

- Какая награда в многоборье была для вас ценнее: золото дебютного европейского первенства перед Играми в Афинах или же прошлогодняя бронза, завоеванная после череды травм, когда в вас многие уже просто не верили?
- Дорога любая медаль, потому что она дается очень тяжело и в нее вложено много сил. Золотом в Амстердаме-2004 я как бы заявила о том, что есть такая гимнастка, как Алина Козич. А прошлогодней бронзой я напомнила о себе, о том, что не завершила карьеру, что все еще работаю и помогаю команде. Поэтому даже не могу сказать, какая медаль для меня важнее. Обе очень дороги и завоеваны не только мной, но и моими тренерами, медперсоналом, родителями.

- Вы придаете значение тому, что оба эти знаковые для вашей карьеры успеха пришли именно в Амстердаме?
- Когда ехала туда в прошлом году, надеялась, что публика меня помнит, и что зал мне поможет. Я не ошиблась, меня принимали очень тепло. Мне было и легче, и приятнее второй раз выступать в Амстердаме. Голландцы поддерживали не только своих соотечественниц, но и гимнасток сборной Украины.

- Можно на пальцах одной руки пересчитать все еще действующих спортсменок среди тех, с которыми вы боролись за золото абсолютного первенства чемпионата Европы-2004. Что заставило вас, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем,  все-таки остаться в большом спорте?
- У меня были мысли о том, чтобы закончить карьеру, сконцентрироваться на учебе. Но в меня очень сильно верил, может быть, даже больше, чем я сама, мой тренер Сергей Буцула. Он заставил меня подумать, чем я еще могу заниматься, кроме гимнастики. Поддержали родители и главный тренер сборной  Игорь Алексеевич Коробчинский. Если бы не вера окружающих людей, мне вряд ли хватило сил начать все с нуля. После Олимпиады в ноябре 2004 года на этапе Кубка мира, выполняя соскок с бревна, я сломала четыре пальца на левой ноге: два со смещением, а мизинец вообще был раздроблен. В Украине сразу же легла на операцию, мне поставили две пластины, а потом через пару месяцев их вынимали. В феврале 2005 года начала восстанавливаться, даже думала о том, чтобы поехать на чемпионат Европы в Дебрецен. Но сломала руку. 2005 год был переломным для меня.

СЛОЖНОСТЬ ЦЕНИТСЯ ВЫШЕ, ЧЕМ КРАСОТА

- А в чем, на ваш взгляд, секрет спортивного долголетия Оксаны Чусовитиной? В уникальных  физических данных или все же в чемпионском характере?

- Конечно же, в характере, в огромной силе воли и желании. Я очень уважаю Оксану. Мы с ней часто общаемся во время соревнований, переписываемся и поздравляем друг друга со всеми праздниками. Оксана очень сильная женщина. Тренироваться, чтобы вылечить больного ребенка - на такое мало кто способен.

- Не кажется ли вам, что именно постоянные изменения правил дают дополнительные козыри в руки юных спортсменок таких, как, например, Ванесса Феррари или Шон Джонсон?

- Я думаю, что долго в спорте эти спортсменки не проживут, вряд ли мы кого-нибудь из них увидим в следующем олимпийском цикле. Действительно, старшим гимнасткам тяжелее успевать за изменениями в правилах, им приходится осваивать новые элементы. А молодежь сразу учит то, что нужно на данный момент. Теперь пятнадцатилетние девчонки могут выигрывать Олимпийские игры и соревноваться с такими титулованными гимнастками, как Оксана Чусовитина. Но и старшие - тоже не промах, могут брать опытом и силой воли.

- А как объяснить то, что в последнее время перестали появляться такие яркие гимнастки со своим неповторимым стилем, как, например, Лилия Подкопаева или Светлана Хоркина?
- Сейчас сложность ценится выше, чем красота, а акробатика не оставляет места для грации. Если раньше в выступлениях всего было в меру, то сейчас то, как выглядит гимнастка, неважно, что очень плохо, на мой взгляд. Я предпочитаю гимнастику, в том виде, в каком она была до изменения в правилах. Видно, что и зрители скучают порой, хотя многие спортсменки делают очень сложные элементы.

НАЧИНАЕМ РЫДАТЬ В ЗАЛЕ, ПРОДОЛЖАЕМ - В РАЗДЕВАЛКЕ


- По словам тренеров, у гимнасток часто случаются психологические срывы на последнем этапе подготовки к ответственным стартам. Вы стараетесь не давать свободу эмоциям, когда что-то не получается или позволяете себе иногда поплакать на тренировках?

- У нас три тренировки в день, а выходной только один. При таких бешеных нагрузках очень сложно держать все в себе. Иногда истерика начинается в зале, а потом ты продолжаешь рыдать уже в раздевалке. Но мы выбрали этот путь, нужно терпеть и идти до конца - до Олимпиады.

- Складывается  впечатление, что в нашей женской команде царит мир да покой. Но было бы все гладко, если бы вы оказались в такой же непростой ситуации, как мужчины, когда на две олимпийские лицензии есть с десяток претендентов?
- У нас всегда идет борьба за попадание в команду, и неважно: это два места или шесть. Конкуренция всегда ощущается, и со стороны молодых девочек тоже. Кто-то сегодня хуже, а кто-то лучше. Мы всегда друг друга поддерживаем и никогда не держим злости. Бывали периоды, когда я не попадала в команду, сейчас это случилось с Ирой Краснянской. Значит, спортсменка не готова на данный момент, какие тут могут быть обиды.

- А кто кого больше поддерживает: вы сестру или она вас?

- Оля младше меня, она очень радуется моим победам. Видно, что тянется за мной. Но у нее это не всегда получается. Оля уже выше меня и ей очень сложно. Сейчас она меньше тренируется, а больше учится. Что будет дальше, не знаю. Но хотела бы, чтоб она занялась образованием.

Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.